Светлакова Клара Рауфовна, педагог-психолог

Разработка педагога психолога на тему: «Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость»

У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов. Поэтому в руках неопытных педагогов сопротивляемость трудных подростков может усилиться по мере того, как будет задеваться его «больное место». У подростков проявляется ожесточенность к окружающим, неверие в своих силы, упадок духа, неверие в окружающих его людей. Подростки, действуя негативно, «назло», начинают прогуливать уроки, грубят родителям и педагогам, хулиганят. В поведении трудных подростков обнаруживается своеобразная логика тех поступков, которые они совершают: первые нарушения дисциплины в школе, это детские шалости. Подростки постепенно, выходят из-под контроля родителей и педагогов, становятся на путь поступков, которые могут привести к серьезным последствиям. К великому сожалению, родители дома и педагоги в школе часто слабо реагируют на происходящие изменения в поведении подростков, на формирование у них в данном возрасте неразумных потребностей. И когда они замечают самые первые срывы в поведении подростков, то часто не обращают внимания или не придают им большого значения. Как правило, трудные подростки, очень активны, но их активность обычно отрицательного характера. У таких подростков нарушена мотивация поведения: они часто совершают свои поступки без определенных усилий и побуждений, основываясь на нездоровом интересе.

Условия, в которых живут трудновоспитуемые подростки формируют у них потребности, удовлетворение которых толкаем их на нарушения общепринятых в обществе правил и норм.

Поэтому важнейшее направление деятельности общеобразовательной школы - это профилактика преступлений и правонарушений среди учащихся. Специфическая задача образовательного учреждения в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая структура не в состоянии решить данную проблему. Опыт работы в общеобразовательном учреждении показывает, что каждый педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких детей вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей, так как любить и уважать «трудных» сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота, нужны им больше. 

Термин “трудный подросток” - один из самых неопределённых в психологии подросткового возраста.  Подростковый возраст, как кризисная стадия развития личности скрыто предполагает, что всякий подросток - трудный, и для себя и для других.

Биологические, психические и личностно-характерологические особенности подростка, его неустоявшийся социальный статус, то есть сама ситуация развития подростка, по своей сути предполагают  кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Более распространённое понимание этого термина – трудный подросток, не сумевший преодолеть новый этап становления своего биологического и психосоциального  развития, подросток, отклонившийся  в своём развитии и поведении от общепринятой  нормы.  Сюда относят прежде всего детей с асоциальным поведением   -   нежелающих учиться или работать, нарушающих  гражданские  законы.

Под педагогической запущенностью подростков понимается стойкое, отчётливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств и навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятным влиянием микросреды и недостатками учебно - воспитательного процесса. Возникновение педагогической запущенности - длительный процесс, проходящий несколько стадий, соответствующих возрастным особенностям ребёнка и доминирующим факторам его нравственного развития.

ПЕРВАЯ    -     возникновение     предпосылок     педагогической запущенности, которые формируются преимущественно в   дошкольный период. Доминанта отклонений: недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, эмоциональная устойчивость, память) и слабая психолого-педагогическая   подготовка   к школе (искажённая информация о  ней, отсутствие элементарных учебных навыков  -  счёта,  чтения).

ВТОРАЯ  -  появление  начальных  форм  отклонений   в   поведении, то есть негативного отношения к нормам и правилам  классной  жизни. Возникает у учащихся младших классов. Доминанта    отклонений: отсутствие ситуации успеха в учебной и общественной деятельности, неумение выполнять требования   педагога, слабость внутригрупповых отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер, осознаются слабо, но могут глубоко переживаться.

ТРЕТЬЯ  -  стабилизация  неблагоприятных  тенденций   в   поведении школьников. Возникает преимущественно у младших подростков (4-6 классы). Проступки связаны с нарушениями норм жизни классного коллектива, носят преимущественно ситуативный, в отдельных случаях   - предметный характер. Школьник способен осознать нарушение норм, глубоко  переживать, но не всегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий.

ЧЕТВЁРТАЯ  -  возникновение   устойчивых   признаков   асоциального поведения. Характерны для старших подростков  (8-9  классы)   как   итог неблагоприятного развития на предшествующих стадиях в результате промахов педагогического воздействия семьи и школы. Поступки носят нередко преднамеренный характер. Подростки могут не только  понимать их асоциальную направленность, но и оправдывать свои действия.

Подобные состояния являются серьёзной предпосылкой возможных правонарушений и даже преступлений учащихся.

Большая роль отводится в данном виде работы службе психолого-педагогического сопровождения ребенка. В настоящее время тема психолого-педагогического сопровождения учащихся «группы риска» является одной из основных в работе педагога-психолога. В системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении центральное место занимает проблема своевременного выявления и профилактики возможных проблем «трудных» подростков. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны. 
Психопрофилактическая работа школьного психолога заключается в том, что психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, но он предупреждает эти сложности, как возможные.
Одним из эффективных средств помощи детям – это индивидуальный подход к «трудным» учащимся. Индивидуальный подход должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. Поэтому в кабинете педагога-психолога на каждого воспитанника, состоящего на внутришкольном профилактическом учете, открыта карта психолого-педагогического сопровождения учащегося, где отражается вся проводимая работа с ребенком. В психологической профилактике инициатива целиком и полностью лежит на психологе. Поэтому педагогом-психологом ежегодно разрабатываются планы по профилактике правонарушений, беспризорности, пропаганде здорового образа жизни учащихся. Основные направления работы по профилактике правонарушений и работе с «трудными» учащимися выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей «группы риска», и могут меняться в течение года. .
Таким образом, при умелом и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания учащихся. От педагогов требуется большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения «трудных» подростков, что является на данный момент неотъемлемой частью педагогического сопровождения данной категории учащихся. Каким бы ни был ребенок, возможно, мы понимаем, что до «нормы» он не дойдет никогда, но нет ребенка, который не хотел бы стать лучше. Поможем ему в этом.

9 апреля 2019 в 11:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.