Светлакова Клара Рауфовна, педагог-психолог
Разработка педагога психолога на тему: «Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость»У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов. Поэтому в руках неопытных педагогов сопротивляемость трудных подростков может усилиться по мере того, как будет задеваться его «больное место». У подростков проявляется ожесточенность к окружающим, неверие в своих силы, упадок духа, неверие в окружающих его людей. Подростки, действуя негативно, «назло», начинают прогуливать уроки, грубят родителям и педагогам, хулиганят. В поведении трудных подростков обнаруживается своеобразная логика тех поступков, которые они совершают: первые нарушения дисциплины в школе, это детские шалости. Подростки постепенно, выходят из-под контроля родителей и педагогов, становятся на путь поступков, которые могут привести к серьезным последствиям. К великому сожалению, родители дома и педагоги в школе часто слабо реагируют на происходящие изменения в поведении подростков, на формирование у них в данном возрасте неразумных потребностей. И когда они замечают самые первые срывы в поведении подростков, то часто не обращают внимания или не придают им большого значения. Как правило, трудные подростки, очень активны, но их активность обычно отрицательного характера. У таких подростков нарушена мотивация поведения: они часто совершают свои поступки без определенных усилий и побуждений, основываясь на нездоровом интересе. Условия, в которых живут трудновоспитуемые подростки формируют у них потребности, удовлетворение которых толкаем их на нарушения общепринятых в обществе правил и норм. Поэтому важнейшее направление деятельности общеобразовательной школы - это профилактика преступлений и правонарушений среди учащихся. Специфическая задача образовательного учреждения в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая структура не в состоянии решить данную проблему. Опыт работы в общеобразовательном учреждении показывает, что каждый педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких детей вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей, так как любить и уважать «трудных» сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота, нужны им больше. Термин “трудный подросток” - один из самых неопределённых в психологии подросткового возраста. Подростковый возраст, как кризисная стадия развития личности скрыто предполагает, что всякий подросток - трудный, и для себя и для других. Биологические, психические и личностно-характерологические особенности подростка, его неустоявшийся социальный статус, то есть сама ситуация развития подростка, по своей сути предполагают кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Более распространённое понимание этого термина – трудный подросток, не сумевший преодолеть новый этап становления своего биологического и психосоциального развития, подросток, отклонившийся в своём развитии и поведении от общепринятой нормы. Сюда относят прежде всего детей с асоциальным поведением - нежелающих учиться или работать, нарушающих гражданские законы. Под педагогической запущенностью подростков понимается стойкое, отчётливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств и навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятным влиянием микросреды и недостатками учебно - воспитательного процесса. Возникновение педагогической запущенности - длительный процесс, проходящий несколько стадий, соответствующих возрастным особенностям ребёнка и доминирующим факторам его нравственного развития. ПЕРВАЯ - возникновение предпосылок педагогической запущенности, которые формируются преимущественно в дошкольный период. Доминанта отклонений: недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, эмоциональная устойчивость, память) и слабая психолого-педагогическая подготовка к школе (искажённая информация о ней, отсутствие элементарных учебных навыков - счёта, чтения). ВТОРАЯ - появление начальных форм отклонений в поведении, то есть негативного отношения к нормам и правилам классной жизни. Возникает у учащихся младших классов. Доминанта отклонений: отсутствие ситуации успеха в учебной и общественной деятельности, неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер, осознаются слабо, но могут глубоко переживаться. ТРЕТЬЯ - стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении школьников. Возникает преимущественно у младших подростков (4-6 классы). Проступки связаны с нарушениями норм жизни классного коллектива, носят преимущественно ситуативный, в отдельных случаях - предметный характер. Школьник способен осознать нарушение норм, глубоко переживать, но не всегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий. ЧЕТВЁРТАЯ - возникновение устойчивых признаков асоциального поведения. Характерны для старших подростков (8-9 классы) как итог неблагоприятного развития на предшествующих стадиях в результате промахов педагогического воздействия семьи и школы. Поступки носят нередко преднамеренный характер. Подростки могут не только понимать их асоциальную направленность, но и оправдывать свои действия. Подобные состояния являются серьёзной предпосылкой возможных правонарушений и даже преступлений учащихся. Большая роль отводится в данном виде работы службе психолого-педагогического сопровождения ребенка. В настоящее время тема психолого-педагогического сопровождения учащихся «группы риска» является одной из основных в работе педагога-психолога. В системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении центральное место занимает проблема своевременного выявления и профилактики возможных проблем «трудных» подростков. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны.
9 апреля 2019 в 11:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.