Светлакова Клара Рауфовна, педагог-психолог
Психологическое занятие с педагогами с элементами тренинга «Я — само совершенство»Цель: активизация процесса самопознания у педагогов; формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний; развитие коммуникативных навыков групповой сплоченности. Задачи: · создание благоприятных условий для работы · углубление процесса самопознания · снятие внутреннего напряжения · формирование позитивного отношения к себе и другим - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю вам показать с помощью большого пальца правой руки, в каком настроении вы пришли на занятие. Если настроение радостное, бодрое - палец поднять вверх, грустное, подавленное – опустить вниз, а если нейтральное – палец находится в горизонтальном положении. Для начала, чтобы лучше узнать друг друга и познакомиться по ближе, я предлагаю вам вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение. 1. Упражнение «Карусель» Цель: формирование быстрого реагирования при вступлении в контакт, развитие эмпатии, рефлексии в процессе общения В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт. Члены группы встают по принципу «карусель», т.е лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. После выполнения ситуации участники по сигналу ведущего передвигаются к следующему участнику. Ситуации: · Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. · Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним · Перед вами сильно расстроенный человек. Подойдите к нему и успокойте… · После длительной разлуки вы встречаете любимого человека… Рефлексия: Какие трудности вы испытывали? Какие эмоции вы ощущали при выполнении этого упражнения? 2. Упражнение «Ищем свои достоинства» - На сегодняшней встрече хотелось бы приблизиться к осознанию этого понятия с профессиональной точки зрения. - В толковом словаре Ожегова есть определение: совершенство- это «полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства)». - Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, пусть несовершенные, но ярко выраженные положительные качества. Каждый по очереди называет свое имя и несколько положительных качеств характера, которые помогают вам в работе, в жизни. (помогает словарик качеств личности) на ту же букву, что и имя. 3. Упражнение «Говорящие вещи» - Сегодня мы узнаем нечто новое о себе и других участниках группы. Для этой цели можно применять различные средства. Я воспользуюсь - волшебством. Я хочу попросить вас вспомнить, есть ли у вас какая-либо вещь, которая достаточно давно находится с вами и которую вы любите. - Через несколько секунд я произнесу заклинание, и эти вещи оживут. Люди исчезнут, а останутся только вещи. Они смогут рассказать о себе, о своей судьбе, своей истории, может поведают о своем хозяине, об отношениях, которые складываются между ними. Итак, внимание… «Шорох - морох, в серых норах Слово вспыхнуло, как порох! До небес огонь горит Вещи могут говорить» - А теперь, тот человек, до которого я дотронусь говорит от имени своей вещи. Когда вещь закончит свой рассказ, все остальные могут задавать ей вопросы. - Если она сочтет нужным, она ответит, если нет - она ответит: - «Это знает только мисс Марпл!» «Шорох – морох, шелест трав, Шепот затихает, Успокоен шумный нрав. Вещи замолкают!» - Вещи снова стали вещами, они не говорят. Однако они остаются с вами, а значит, только от вас зависит, смогут ли они в какой-то момент вашей жизни подать свой голос, и, может быть, даже что-то посоветовать вам. 4. Разминка. - Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию. Что же такое совершенство? На сегодняшней встрече хотелось бы приблизиться к осознанию этого понятия с профессиональной точки зрения. Давайте для разминки по кругу назовем ассоциации со словом «Совершенство». Участники называют, например: идеал, образец, что-то неживое, застывшее, памятник, что-то прекрасное, но далекое и др. 5. Музей обидных воспоминаний - Наибольшей силой в плане изменения человеком самого себя обладает воображение. - Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства - болезни. Попробуйте дома написать все свои обиды на листок, внимательно на них посмотрите и скажите им: «Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!» - И порвите этот лист, или сожгите. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать. «Все дело в шляпе» - Ах, как хотелось бы каждому из нас быть всегда здравомыслящим, дальновидным, беспристрастным, владеющим полной ти этот воистину волшебный дар нам, простым смертным. - Эдвард де Боно, один из известнейших исследователей механизмов творчества, разработал метод, помогающий в обучении детей и взрослых эффективному мышлению. " Шесть шляп мышления"» назвал он свой труд. Шесть шляп- это шесть различных способов мышления. - *Белая – На Вас белая шляпа. С помощью ее постарайтесь зафиксировать все произошедшие события по – порядку и беспристрастно. Сначала… …Затем… И тогда… И наконец. - *Красная - - рассмотрите схему происшедших событий и зафиксируйте все чувства, которые вы испытывали когда все это происходило?» - *Черная - проанализируйте, что в данной ситуации самое плохое для Вас. самое неприятное. Попробуйте посмотреть в будущее и сказать какие отрицательные последствия могут Вас ожидать. - *Желтая - не бывает ситуаций только плохих или только хороших. Даже когда все вокруг темно, нужно вспомнить о желтой шляпе и быстро ее надеть. Поверьте, в любой ситуации есть что-то хорошее. - *Зеленая - шляпа творчества. Даже неприятность может вызвать вдохновение. Не теряйте чувства юмора - *Синяя - шляпа мудрости. Каждая ситуация нас чему-то учит. Синяя шляпа поможет Вам узнать, какой жизненный урок преподнесла вам эта ситуация, и почему для Вас важен этот опыт. Порядок примерки шляп. - В первую очередь мы называем всегда белую шляпу. Последней должна быть синяя. Вслед за черной всегда должна быть желтая, а в остальном порядок свободный! - Наше занятие подошло к концу. Если вернуться к теме, то ведь понятие «совершенство» – это что-то законченное, свершившееся, завершенное. Но ведь наш с вами путь не завершен, мы - то с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет предела! Я желаю вам успехов на вашем жизненном пути! «Человек, имеющий доброе сердце Может говорить о своем совершенстве. Пусть он маленький будет, или большой, Но он человек с красивой душой Он может любить, он может помочь, Он ласковый сын или нежная дочь И все, что узнает, и все, что создаст С добром и любовью он людям отдаст Испытывать будет при этом блаженство Да! Доброе сердце – сверх совершенства!» Релаксация. Зажигается аромолампа. Упражнение «Очищение от тревоги» - Давайте сейчас к нашему портрету добавим несколько словесных штрихов. Назовите, пожалуйста, друг другу те сильные стороны и достоинства личности педагога, которые проявились сегодня. Участники выполняют упражнение «Комплименты» в любой модификации. - Наше занятие завершается. Если вернуться к теме, то ведь и понятие «совершенство» — это тоже что-то завершенное, свершившееся, законченное. Но ведь наш путь не завершен, мы-то с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет предела! Упражнение «Волшебное зеркало» - Сейчас я предлагаю вам с чувством, произнеси волшебные слова, глядя в волшебное зеркальце. «Я возможно не совершенство, но достаточно хороша!» Повторяйте их каждое утро. - Я желаю вам успехов на вашем жизненном пути! 9 апреля 2019 в 11:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.