Светлакова Клара Рауфовна, педагог-психолог

Психологическое занятие с педагогами с элементами тренинга «Я — само совершенство»

Цель:

активизация процесса самопознания у педагогов; формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний; развитие коммуникативных навыков групповой сплоченности.

 Задачи:

· создание благоприятных условий для работы

· углубление процесса самопознания

· снятие внутреннего напряжения

· формирование позитивного отношения к себе и другим

 - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю вам показать с помощью большого пальца правой руки, в каком настроении вы пришли на занятие. Если настроение радостное, бодрое - палец поднять вверх, грустное, подавленное – опустить вниз, а если нейтральное – палец находится в горизонтальном положении.

Для начала, чтобы лучше узнать друг друга и познакомиться по ближе, я предлагаю вам вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение.

 1. Упражнение «Карусель»

 Цель: формирование быстрого реагирования при вступлении в контакт, развитие эмпатии, рефлексии в процессе общения

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.

 Задание: легко войти в контакт.

Члены группы встают по принципу «карусель», т.е лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. После выполнения ситуации участники по сигналу ведущего передвигаются к следующему участнику.

 Ситуации:

· Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели.

· Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним

· Перед вами сильно расстроенный человек. Подойдите к нему и успокойте…

· После длительной разлуки вы встречаете любимого человека…

 Рефлексия: Какие трудности вы испытывали? Какие эмоции вы ощущали при выполнении этого упражнения?

 2. Упражнение «Ищем свои достоинства»

 - На сегодняшней встрече хотелось бы приблизиться к осознанию этого понятия с профессиональной точки зрения.

- В толковом словаре Ожегова есть определение: совершенство- это «полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства)».

- Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, пусть несовершенные, но ярко выраженные положительные качества. Каждый по очереди называет свое имя и несколько положительных качеств характера, которые помогают вам в работе, в жизни. (помогает словарик качеств личности) на ту же букву, что и имя.

 3. Упражнение «Говорящие вещи»

 - Сегодня мы узнаем нечто новое о себе и других участниках группы. Для этой цели можно применять различные средства. Я воспользуюсь - волшебством. Я хочу попросить вас вспомнить, есть ли у вас какая-либо вещь, которая достаточно давно находится с вами и которую вы любите.

- Через несколько секунд я произнесу заклинание, и эти вещи оживут. Люди исчезнут, а останутся только вещи. Они смогут рассказать о себе, о своей судьбе, своей истории, может поведают о своем хозяине, об отношениях, которые складываются между ними. Итак, внимание…

«Шорох - морох, в серых норах

Слово вспыхнуло, как порох!

До небес огонь горит

Вещи могут говорить»

- А теперь, тот человек, до которого я дотронусь говорит от имени своей вещи. Когда вещь закончит свой рассказ, все остальные могут задавать ей вопросы.

- Если она сочтет нужным, она ответит, если нет - она ответит: - «Это знает только мисс Марпл!»

«Шорох – морох, шелест трав,

Шепот затихает,

Успокоен шумный нрав.

Вещи замолкают!»

- Вещи снова стали вещами, они не говорят. Однако они остаются с вами, а значит, только от вас зависит, смогут ли они в какой-то момент вашей жизни подать свой голос, и, может быть, даже что-то посоветовать вам.

 4. Разминка.

 - Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию. Что же такое совершенство? На сегодняшней встрече хотелось бы приблизиться к осознанию этого понятия с профессиональной точки зрения. Давайте для разминки по кругу назовем ассоциации со словом «Совершенство».

Участники называют, например: идеал, образец, что-то неживое, застывшее, памятник, что-то прекрасное, но далекое и др.

 5. Музей обидных воспоминаний

 - Наибольшей силой в плане изменения человеком самого себя обладает воображение.

 - Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства - болезни. Попробуйте дома написать все свои обиды на листок, внимательно на них посмотрите и скажите им:

 «Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидных воспоминаний.

Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем.

Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!»

 - И порвите этот лист, или сожгите. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.

 «Все дело в шляпе»

 - Ах, как хотелось бы каждому из нас быть всегда здравомыслящим, дальновидным, беспристрастным, владеющим полной ти этот воистину волшебный дар нам, простым смертным.

 - Эдвард де Боно, один из известнейших исследователей механизмов творчества, разработал метод, помогающий в обучении детей и взрослых эффективному мышлению. " Шесть шляп мышления"» назвал он свой труд. Шесть шляп- это шесть различных способов мышления.

 - *Белая – На Вас белая шляпа. С помощью ее постарайтесь зафиксировать все произошедшие события по – порядку и беспристрастно.

Сначала…

…Затем…

И тогда…

И наконец.

 - *Красная - - рассмотрите схему происшедших событий и зафиксируйте все чувства, которые вы испытывали когда все это происходило?»

 - *Черная - проанализируйте, что в данной ситуации самое плохое для Вас. самое неприятное. Попробуйте посмотреть в будущее и сказать какие отрицательные последствия могут Вас ожидать.

 - *Желтая - не бывает ситуаций только плохих или только хороших. Даже когда все вокруг темно, нужно вспомнить о желтой шляпе и быстро ее надеть. Поверьте, в любой ситуации есть что-то хорошее.

 - *Зеленая - шляпа творчества. Даже неприятность может вызвать вдохновение. Не теряйте чувства юмора

 - *Синяяшляпа мудрости. Каждая ситуация нас чему-то учит. Синяя шляпа поможет Вам узнать, какой жизненный урок преподнесла вам эта ситуация, и почему для Вас важен этот опыт.

 Порядок примерки шляп.

 - В первую очередь мы называем всегда белую шляпу. Последней должна быть синяя. Вслед за черной всегда должна быть желтая, а в остальном порядок свободный!

 - Наше занятие подошло к концу. Если вернуться к теме, то ведь понятие «совершенство» – это что-то законченное, свершившееся, завершенное. Но ведь наш с вами путь не завершен, мы - то с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет предела! Я желаю вам успехов на вашем жизненном пути!

 «Человек, имеющий доброе сердце

Может говорить о своем совершенстве.

Пусть он маленький будет, или большой,

Но он человек с красивой душой

Он может любить, он может помочь,

Он ласковый сын или нежная дочь

И все, что узнает, и все, что создаст

С добром и любовью он людям отдаст

Испытывать будет при этом блаженство

Да! Доброе сердце – сверх совершенства!»

 Релаксация. Зажигается аромолампа. 

Упражнение «Очищение от тревоги»

 - Давайте сейчас к нашему портрету добавим несколько словесных штрихов. Назовите, пожалуйста, друг другу те сильные стороны и достоинства личности педагога, которые проявились сегодня.

Участники выполняют упражнение «Комплименты» в любой модификации.

 - Наше занятие завершается. Если вернуться к теме, то ведь и понятие «совершенство» — это тоже что-то завершенное, свершившееся, законченное. Но ведь наш путь не завершен, мы-то с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет предела!

 Упражнение «Волшебное зеркало»

 - Сейчас я предлагаю вам с чувством, произнеси волшебные слова, глядя в волшебное зеркальце. «Я возможно не совершенство, но достаточно хороша!» Повторяйте их каждое утро.

 - Я желаю вам успехов на вашем жизненном пути!

9 апреля 2019 в 11:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.